Советы Илона Маска: социальные последствия большого технологического прорыва

Всемирно известный и, на сегодняшний день, один из самых креативных предпринимателей Илон Маск дает советы и свое видение ближайшего будущего человечества. Мы публикуем его выступление дословно, чтобы наши читатели смогли оценить ближайшие перспективы от мирового «двигателя прогресса».

Всемирно известный предприниматель, глава Tesla и SpaceX Илон Маск, рассказал на Всемирном правительственном саммите (WGS 2017) в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) о том, на каких вещах нужно сосредоточиться правительствам всех стран мира.

Илон Маск считает необходимым превращение человечества в межпланетный вид и призывает внимательно следить за развитием искусственного интеллекта.

Межпланетные перелеты, «зеленые» транспорт и энергетика – залог развития человечества

Для человечества стратегически важно развивать «зеленый» транспорт и «зеленую» энергетику, а также превратиться в межпланетный вид. Для меня же даже большей мотивацией является чувство приключения. Надо позволить людям почувствовать интерес к жизни.

Допустим, что есть два варианта развития человечества. Один – это оставаться на Земле, пока в конечном счете не произойдет какая-то катастрофа. А второй – человечество освоило разные планеты, возможно, даже вышло за пределы Солнечной системы. Мне кажется, что второй вариант гораздо более интересный и вдохновляющий.

Мы должны с нетерпением просыпаться по утрам и, жизнь не должна состоять из одного лишь решения проблем. Должно быть что-то, к чему вы испытываете страсть, ради чего стоит жить.

О прогнозах будущего

Единственное, в чем можно быть уверенным, что ваш прогноз будущего окажется ошибочным. Я могу лишь начертить направления того, чего бы я хотел, но не того, что будет на самом деле.

Возможно, я принимаю желаемое за действительное, но я уверен, что мы окажемся на Марсе. Возможно, даже на спутниках Юпитера. Возможно, мы будем совершать регулярные перелеты в пределах Солнечной системы и даже готовиться к полетам в соседние звездные системы. Я думаю, что это вещи, которые возможны в ближайшие 50 лет. И я думаю, что это будет очень увлекательно.

Автомобили без водителя и искусственный интеллект

Я полагаю, что мы станем свидетелями колоссального прогресса в области автономности и искусственного интеллекта (ИИ). Последнее, кстати, случится гораздо раньше.

Я думаю, что через десять лет новые машины, не оснащенные автопилотом, станут редкостью. Сегодня все автомобили Tesla имеют необходимые для автопилотирования датчики. А их вычислительной мощности достаточно, чтобы управлять автомобилем безопаснее, чем это может делать человек.
По сути все сводится к разработке и прошивке нового программного обеспечения (ПО). Но даже если вычислительной мощности окажется недостаточно, то мы сможем легко модернизировать аппаратную часть. И это касается всех автомобилей Tesla, выпущенных с октября 2016 года.

Остальные автопроизводители последуют за нами. Ездить на машине станет так же просто, как на лифте. Вы просто говорите, куда вам надо, и машина вас транспортирует в точку назначения с высочайшим уровнем безопасности.

Это будет в порядке вещей. Когда-то лифтами управляли лифтеры. Но сейчас мы заходим в лифт, нажимаем кнопку и едем, куда нам надо. Это воспринимается как должное. Автономия будет массовым явлением.
Я думаю, что один из самых волнующих вопросов – это искусственный интеллект. Я говорю не об ограниченном ИИ, как автопилот в машине. Я говорю о глубоком, общем ИИ, который значительно умнее, чем самый умный человек на Земле. И эта ситуация представляется мне опасной.

Приверженцы считают ИИ благом, а противники — угрозой

Я думаю, правы обе теории. Представьте, что нам предстоит встретиться с инопланетной высокоинтеллектуальной формой жизни через 10 или максимум через 20 лет. Цифровой сверхразум будет как будто вторжением инопланетной формы жизни.
Вступим ли мы в контакт с инопланетной формой жизни в ближайшие 50 лет – это довольно сложный вопрос. Если где-то и есть сверхразумная инопланетная жизнь, то они уже наверняка изучают нас. И мы просто не обладаем достаточным интеллектом, что обнаружить их присутствие.

Если сделать грубый подсчет, то мы сможем убедиться, что сверхразумная раса, которая поставила себе цель достичь другой галактики, смогла бы сделать это очень быстро. Даже если расселение происходило на субсветовой скорости, 10-20% от скорости света, то на это потребуется 10-20 млн лет. В астрономических масштабах это по сути ничто.

О смерти на Марсе

Я хотел бы внести ясность. Я не стремлюсь умереть на Марсе. Просто, все мы умрем, и если выбирать место для этого, то почему бы и не Марс. Если ты родился на Земле, то почему бы не умереть на Марсе. Это не мания.

Зачем туннели под Вашингтоном

Я повторяю эту мысль уже много лет, но тем не менее. Я полагаю, что ключ к разрешению проблемы дорожного движения в крупных городах заключается в развитии туннелей. И я говорю не о плоской системе, а об многоуровневых решениях.

На самом деле проще строить в глубину, чем в высоту. Самые глубокие шахты глубже и имеют большую вертикальную характеристику, чем самые высокие здания. То есть все туннели могут иметь 20, 30, 40 или 50 уровней – сколь угодно большое количество. Это открывает возможности для преодоления загруженности любого, даже самого оживленного города мира.

Вопрос лишь в методике бурения, которое позволит делать это быстро, с низкой себестоимостью и с высочайшим уровнем безопасности. То есть, научившись бурить быстро, недорого и безопасно, мы полностью разрешим ситуацию с загруженностью автомобильных дорог в городах. Вот почему я придаю такую важность этому вопросу.

Вашингтон (округ Колумбия), Нью-Йорк, Лос-Анджелес, по сути, любой крупный город в мире страдает от пробок. Это в высокой степени связано с тем, что здания в этих городах вытянуты в высоту, они трехмерны. В то время как дорожная сеть остается двухмерной, одноуровневой. Люди, как правило, покидают здания в одно и то же время, так и возникают пробки.

Следующий большой технологический прорыв

Ближайшее крупное изменение правил игры с технологической точки зрения будет связано с автономным вождением. Я бы сказал, что это произойдет намного быстрее, чем подозревает большинство людей.

Машины с автопилотом – это очень удобно. Но с другой стороны в мире есть масса людей, которые зарабатывают этим на жизнь. Я думаю, что вождение транспорта в различных формах – это сфера, в которой трудоустроено наибольшее количество народа. Это крупнейший источник рабочих мест. Нам надо будет пересмотреть роль этих людей, поскольку это будет большим социальным потрясением. И это произойдет довольно скоро.

Я должен пояснить, что я подразумеваю под словом «скоро». В мире на сегодня существует около 2 млрд единиц автотранспорта. И эта цифра стремится к 2,5 млрд легковых и грузовых автомобилей. В сумме мировые мощности по производству автомобилей составляют 100 млн единиц в год. И это логично, потому что средний жизненный цикл автомобиля равняется 20-25 годам.

Появление полностью автономного транспорта не приведет сразу же к массовым социальным потрясениям. Потому что потребуется время, чтобы выпустить достаточное количество автопилотируемых машин, чтобы вопрос безработицы стал серьезным. И этот вопрос станет достаточно актуальным лет через 20. Это не такой большой срок, по истечении которого 12-15% трудящихся в этой сфере потеряют работу.

Советы правительствам государств, как подготовиться к будущему

Первый совет – уделять самое пристальное внимание развитию ИИ. Нам нужно очень внимательно следить за тем, как мы внедряем ИИ. Чтобы ученые, увлекающиеся своей работой, не заходили слишком далеко. Потому что разработчики иногда так погружаются в работу, что забывают контролировать последствия своих действий. Я считаю, что это вопрос общественной безопасности. Правительства должны следить за ИИ и должны убедиться, что он не представляет опасности для населения.

Второй вещью я бы назвал необходимость пересмотреть понятие транспорта как такового. Есть направление электрификации транспортных средств, возобновляемый транспорт, но эти вещи все же долгосрочные. Это ожидается позже, чем машины с автопилотом. Полного перехода на электрический транспорт стоит ожидать лет через 30-40, не раньше. Это повлечет за собой кардинальное увеличение потребности в электроэнергии.

Сегодня, если говорить о мировых энергетических потребностях, то одна треть – это отопление, еще треть – транспорт, и еще одна треть – электричество. Со временем подавляющее количество энергии будет существовать в виде электрической энергии.
Потребность в электричестве со временем вырастет троекратно. Правительствам уже сегодня надо подумать, как обеспечить такой троекратный прирост производства энергии.

Всеобщий базовый доход – вынужденная мера

Есть также угроза массовой безработицы. Это будет большой проблемой нашего общества. И я думаю что в конечном итоге нам придется установить что-то в виде всеобщего базового дохода. Я думаю, что нам просто придется пойти на это.

Работы, которую робот не смог бы делать лучше человека, будет очень и очень немного. Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Это не то, чего я желаю. Это просто то, что я считаю наиболее вероятным. И если я прав в своих предположениях и это действительно произойдет, то нам нужно понять, что мы собираемся с этим делать. Я полагаю, что будет нужен всеобщий базовый доход.

Производство продуктов и услуг будет крайне интенсивным в будущем. Автоматизация приведет к избыточности. Практически все станет очень дешевым. Поэтому всеобщий базовый доход будет просто необходим.

Но это потянет за собой даже большую проблему, проблему смысла жизни. Ведь очень многие сегодня не мыслят себя вне своей работы. Но когда ты становишься не нужен, если нет потребности в твоем труде, то как быть тогда? В чем смысл? Как не почувствовать себя бесполезным? И с этой проблемой бороться намного страшнее, на мой взгляд.

Как предугадать будущее?

Как нам убедиться в том, что будущее окажется таким, каким мы хотим? У меня есть потенциальное решение, хотя тут мы уже углубляемся в футуристику. Я вижу своего рода слияние биологического разума с искусственным.

Дело в том, что в определенном смысле мы уже киборги. Взять хотя бы Google или другие поисковики, где вы можете моментально получить ответ на любой вопрос. У всех нас по сути есть новая надстройка над нервной системой. Лимбическая система является первым уровнем, она отвечает за рефлексы, общие для всех животных. Потом идет кора головного мозга, которая отвечает за мышление и планирование. Это второй уровень. А третьим уровнем по сути является наша цифровая идентичность. Когда человек умирает, он оставляет этот цифровой призрак в информационном поле. Электронные письма, записи и фотографии в социальных сетях – они продолжают свое существование.

Я думаю, что со временем взаимодействие между биологическим и цифровым разумом будет становится все теснее. И оно будет настолько плотным, насколько позволит скорость интерфейса обмена данными между мозгом и цифровой надстройкой. Особенно скорость в направлении от биологического уровня к цифровому.

Причем особого прогресса сейчас не наблюдается, скорее наоборот. Раньше мы пользовались клавиатурами, но теперь на телефонах и планшетах мы набираем одним-двумя пальцами. Компьютеры могут обмениваться триллионами бит данных в секунду, в то время как наш палец поддерживает десять, ну, пускай даже 100 бит в секунду.

Поэтому широкополосный интерфейс, подключаемый к мозгу, в моем понимании поспособствует достижению симбиоза между человеком и машинным разумом. И, возможно, это поможет решить проблему контроля и проблему смысла жизни.

Откуда берутся идеи

Я просто начинаю думать, какое же технологическое решение потребуется для достижение какой-то цели. И просто пытаюсь достичь максимально возможного прогресса в этом направлении. Например, для космических перелетов критически важным пунктом, без которого не будет прогресса, является многоразовость использования ракет. Это как с самолетами.

Мы понимаем, что если самолеты были бы одноразовыми, то практически не было бы желающих ими пользоваться. Ведь Boeing 747 стоит $250-300 млн и к тому же вам надо будет два самолета, чтобы слетать в оба конца. Но платить миллионы за перелет никто не станет.

Поскольку самолет можно использовать повторно, десятки и сотни тысяч раз, стоимость рейса снижается кардинально. То же самое справедливо для ракет. Наши ракеты сегодня стоят примерно $60 млн. То есть при одноразовом запуске стоимость составляет $60 млн. Но если ее использовать тысячу раз, то себестоимость запуска будет $60 тыс. И если при этом в ракете будет находиться большое количество пассажиров, то стоимость космического перелета на одного пассажира будет не так уж сильно отличаться от цены авиабилета.

Поскольку гравитационный колодец на Земле довольно глубокий, то сделать многоразовую ракету на самом деле очень сложная задача. Намного сложнее, чем сделать многоразовый самолет. Именно по этой причине ракет с полной многоразовостью до сих пор никто не сделал.

Но если использовать самые лучшие материалы, самые продвинутые способы проектирования и делать все как следует, то можно добиться полного повторного использования ракет. Можно сказать, что нам очень повезло, что гравитационный колодец Земли не оказался, скажем, на 10% глубже. Поскольку уже при таких показателях многоразовость была бы по сути недостижимой.

О подборе людей в команду Илона Маска

В первую очередь я руководствуюсь интуитивным чутьем. Когда я провожу собеседование с кем-то, мой основной вопрос всегда один и тот же: я прошу человека рассказать историю своей жизни. Я прошу рассказать его о решениях, которые он принимал, и почему он сделал тот или иной выбор. И я прошу рассказать о том, какие самые сложные проблемы перед ним стояли и как он их решал.

Это важный вопрос, потому что люди, решающие проблемы, знают и помнят все вплоть до самых наименьших деталей. А люди, которые лишь пытаются сделать вид, что они решают проблемы, возможно, могут что-то знать на поверхностном уровне, но при более глубокой детализации они тушуются.

О самом тяжелом личном испытании

Во-первых, все упирается во время. Одной из сложнейших вещей является задача сохранять корректирующе-обратную связь и не давать ей разрушаться со временем. Когда люди стремятся говорить вам именно то, что вы хотите от них слышать. Это очень сложно.

Напутствие для молодых людей

Мой совет каждому, кто хочет чего-то добиться – я считаю физику лучшей основой для выработки аналитического мышления. Я бы рекомендовал постичь сам образ мыслей, присущий физике. Не только уравнения, хотя они, безусловно, полезны. Но само мышление категориями физики является лучшей базой для постижения вещей, которые непонятны интуитивно.

Потом в вашей позиции должно быть предположение, что вы всегда заблуждаетесь. Но при этом ваша цель в дальнейшем заблуждаться все в меньшей степени. Одна из самых больших ошибок, которую совершают люди, и я в том числе – это принимать желаемое за действительное. То есть, когда вы хотите, чтобы это было правдой, даже если это неправда. И в результате начинаете закрывать глаза на настоящую правду из-за этого самообмана.

Этой ловушки сложно избежать, и я тоже этим грешу. Поэтому важно придерживаться позиции, что вы всегда в чем-то заблуждаетесь, но стремитесь заблуждаться меньше. И вы должны добиваться критических отзывов, особенно от друзей. Те, кто вас любят, хотят для вас лучшего, они не хотят вас огорчать. То есть вы должны говорить им, что вы хотите слышать настоящую правду, что вы готовы к ней. И тогда они вам ее скажут.