FinTech: будущее уже завтра

31 марта в технополисе «Москва» прошла конференция FinTech Russia 2017, которая была посвящена развитию fintech-рынка, его особенностям и основным проблемам. Старт дало выступление директора по инновациям банка «Открытие» Алексея Благирева, который рассуждал о том, как происходит трансформация инфраструктуры из-за лидеров новых ассоциаций и групп на российском рынке Fintech. Он же и предсказал возрождение уходящей в прошлое профессии «банкир» в модное и инновационное – future bankers.

Конечно, FinTech Russia может запомнится частым упоминанием Тинькова, FinTech’а и идентификаций. Пока, по статистике, до 90% клиентов банков продолжают снимать зарплаты со своих карт, предпочитая расплачиваться наличными, крупные банковские структуры обсуждают введение новых технологий. Вводятся карты лояльностей, cashback с которых чаще всего применяется клиентами в алкогольных магазинах. Вводятся интернет-банки и закрываются офисы, хотя большая часть клиентов продолжает ходить к менеджерам и лично пытаться решить свои дела. А в далёких городах России рабочие заводов выдают список своих ПИН-кодов вместе с картами самым ответственным и умным, чтобы им сняли зарплату. По этой причине, даже на конференции, посвящённой FinTech Russia, больше обсуждалось – а не «хайп» ли это? Не новый пузырь ли надувается на фоне успехов Google, Facebook и прочих крупных игроков? Наша редакция не обещает точного ответа, но постарается структурировать всю полученную информацию.

На данный момент FinTech’ом активно занимаются все. Появляется всё больше акселераторов вроде ФРИИ, а банки разных размеров внедряют agile в свои организации. Например старший вице-президент по трансформации Сбербанка Барт Шлатман рассказал о практическом опыте изменений Сбербанка. «Сбербанк — это огромный банк, но мы понимаем, что должны быть гибкими, потому что иначе мы потеряем свою долю на рынке», — отметил он. Взяв 12 принципов agile и следуя западным примерам, Сбербанк решил убрать традиционную иерархию и убрать менеджмент, который мешает компаниям переходит в новую сферу. Также был дан совет – «от частых встреч нужно отказаться».

«Agile подходит не всем, поэтому очень важно подбирать правильных людей, а также нужно вдохновлять их и давать им свободу действий».

Максим Григорьев, начальник Центра финансовых технологий ЦБ РФ, рассказал о том, что Банк России собирается ввести способ удалённой идентификации при получении услуги в месте отличном от первичной идентификации с помощью единой системы идентификации и аутентификации. ЕСИА будет передавать в банк информацию: ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты паспорта, адрес регистрации, адрес проживания, номер телефона, отметка о согласии на использование, отметка об идентификации. Это позволит клиенту пользоваться услугами разных банков и финансовых компаний через интернет без появления в офисе. Но пока есть только концепция.

Одна из идей в том, что в ЕСИА предполагается интегрировать биометрию. Правда: «Требования к этой биометрии определяются, есть несколько предложений по этой биометрии от разных компаний, поэтому определяемся» — с ней не всё ясно.

Следом выступал Александр Кузьмин из Mycelium по теме: «Директива Европарламента PSD2: провожаем VISA и МasterCard на свалку истории». Вопросов было много, ответов мало, но основная суть понятна – «банкинг нужен, банки – нет». В скором времени, как считает Александр, Евросоюз вытеснит с рынка традиционные платёжные системы, а люди будут перемещать деньги в пространстве практически бесплатно – с помощью PISPs (Payment Initiation Service Providers) и AISPs (Account Information Service Providers).

Много говорили и о том, что пора банкингу уходить из офисов и отделений, полностью переходя в интернет. Казалось, будто начатая с начала тема с упоминанием Тинькова не даёт покоя. Понятное дело, как сказал один из выступающих: «А Тиньков, между прочим, вложился лишь в один проект за всё время своего существования».

Так каким же будет FinTech завтрашнего дня? Ответ экспертов не ясен. Да, новые способы идентификации, развитие agile, продолжение трансформации неповоротливых банков и создание интегрированных систем. Зато в банке «Открытие» очень скоро можно будет через VR посмотреть квартиры, чтобы взять на одну из них ипотеку. Интересно ли это будет людям на Урале, где всё ещё предпочитают сразу же снимать всю наличку с банковских карт – ещё придётся понять.

Редакция Mobigram в свою очередь считает, что основное направление развития FinTech должно касаться вовсе не внутренних структур, где менеджмент всё ещё смотрит на бюджеты и старые правила. Основная работа развития данной сферы должна идти в «поле», нужно понимать клиентов, их потребности, начать дискуссию с ними. Как можно помочь жителям России овладеть банковскими продуктами? Не жителям Москвы и Санкт-Петербурга, а большинству – жителям отдалённых регионов. Разработки в VR это хорошо, но они в первую очередь развлекают, а не решают проблему очередей, отсутствия финансовой грамотности у людей и нежелания разбираться в простых Интернет-банках, что уж говорить про новые разработки в сфере FinTech.

В любом случае, FinTech Russia прекрасно показал о чём разговаривают банки и технические специалисты, близкие к ним. Возможно, эксперты поймут, что не все области рассмотрены и проанализированы, и нужно больше внимания уделить клиентам – конечным потребителям продуктов и технологий.